«Закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для повседневной носки».
Н.Кофырин
Человек с книгой в руке… Какие ожидания читателя в современном мире оправдывает книга? Что ищет на ее страницах пытливый взгляд? Мудрую мысль, верное слово, интересное наблюдение? Возможно, хотя вы и ошибаетесь. Чаще всего для современного читателя книга – это не источник «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», это развлечение, дающее возможность погрузиться в блаженное безмыслие. Нет ничего предосудительного в том, что чтение книги позволяет человеку отдохнуть от повседневной жизни, но и литература развлекательного характера должна заставлять читателя мыслить, анализировать, задавать вопросы.
«Родители поневоле» - легкая и незамысловатая история-дивертисмент, которая дает возможность читателю отвлечься от житейских забот и текущих проблем. В произведении не поднимаются сложные вопросы человеческого общежития или устройства мироздания. Перед нами будни маленькой «семьи» из трех человек: Деймона, Елены и Джоша, восьмимесячного малыша, подкинутого в дом Сальваторе.
Удачно выбрано название произведения, оно отражает основной сюжетный ход – одинокие люди по воле случая становятся родителями - и заявляет основную тему – тему семьи.
Оригинальная задумка произведения не оставляет равнодушным, но, к сожалению, замечательная идея – осознание героями взаимного чувства, обретение семьи, ее влияние на жизнь и характер персонажа – так и осталась нереализованной. И причина заключается в том, что любое произведение – это единство мысли, действия и образов, что в данной истории отсутствует.
Серьезным недостатком работы считаю пренебрежение законами логики. Можно ли говорить о раскрытии идеи произведения, если сюжет лишен четкости и последовательности? Например, совершенно непонятно, по какой причине шериф оставляет восьмимесячного младенца на руках вампира (Деймона) и старшеклассницы (Елены), которая не является его родственницей и не живет в одном доме со старшим Сальваторе. А на протест девушки шериф «окинула ее таким выразительным взглядом, что Елена невольно покраснела». Спустя некоторое время шериф приходит, чтобы забрать ребенка, аргументируя свои действия тем, что «вам, наверное, уже надоело возиться с ним». К неудачам в построении сюжета можно добавить совершенно невнятные попытки ввести образ Клауса, причем развития действия, связанного с этим героем, так и не последовало. А вот детективный элемент, влияющий на развитие сюжета, был подан сжато, в рамках двух - трех сцен. Кроме того, в конце произведения неожиданно обозначился новый узловой момент «мечтательным», «завороженным взглядом» Джулии - намек на нежные чувства героини к Деймону.
В сюжете любого произведения важна причинно-следственная связь последующего события с предыдущим. Немотивированность происходящего разрушает не только цельность и стройность сюжета, но и не позволяет в полной мере создать образ. О каких сложных характерах может идти речь, если действия героев порой лишены элементарной логики. Сначала Деймон сообразил, как унять плачущего ребенка, а потом на вопрос Елены: «Как ты это сделал?» - отвечает: «Сам не знаю». Или странное решение героини: она не готова сказать Деймону «люблю», боится услышать сложный для нее вопрос и поэтому выбрала один из способов прекращения разговора – Елена поцеловала влюбленного мужчину, причем второй способ заставить его замолчать – это кол в сердце. И подобные странные поступки герои совершают на протяжении всего повествования: Елена, собирая с Деймоном кроватку, ударила героя по голове деревянным уголком, а он замахнулся шуруповертом; Деймон и Стефан неожиданно афишируют свой вампиризм перед Джулией. Когда ребенок ночью плачет, молодые родители обращаются к шерифу как к единственному человеку, который «хоть что-нибудь знает о детях», мысль обратиться ко врачу им в голову не пришла. Старший Сальваторе с землистым оттенком лица, три дня находящийся без крови, жаждой не измучен и спокойно общается с шерифом, которая «влетела» к нему в дом. Елена в финале не может ответить на признание Деймона в любви, и герой готов ждать столько, сколько потребуется; но потребовалось минут десять, потому что уже через несколько реплик он услышал заветные слова.
К определенной нелогичности поступков присоединяется психологическая необоснованность действий героев. Для достоверности передачи чувств и состояний нужен баланс рассуждения и повествования, который в произведении нарушен. Например, реакция Деймона на первое слово ребенка - «па». Старший Сальваторе просто сбежал, его не было дома три дня. На разумное замечание Бонни: «Ребенок сказал первое слово…Радоваться надо» - Елена отвечает, что «это слишком для него! Он не вернется!». Состояние Деймона объясняется только словами героини и никак не подкреплено его внутренним монологом или авторским описанием. Размышления Елены в следующей 6 главе противоречат тому образу Деймона, который уже создан на страницах произведения. И лишь разговор героя с Еленой после возвращения (конец главы) частично объяснил его стремительное бегство.
Кроме того, герои не похожи на сериальных, они совершают поступки, не свойственные им, произносят не свои слова. В самом начале произведения, когда Джош только появился в доме, Елена серьезно думает, что старший Сальваторе способен выпить кровь младенца. Деймон, ставший заботливым, ответственным отцом, совершенно забывший о своей вампирской сущности, превратился в Золушку. Но этого мало, он сбежал, когда возникла психологически сложная ситуация, проявив трусость и малодушие. Сериального героя в отсутствии мужества и умения держать удар упрекнуть нельзя, как и Елену. Обращаясь к концовке истории (19 глава), мы видим героиню, сломанную жизненными обстоятельствами, которая уже не ест три дня и «отказывается выходить из своей депрессии».
Как же создается внутренний мир героя? С помощью диалогов, внутренних монологов и авторских отступлений, но само наличие этих элементов в сюжете еще не является залогом раскрытого образа. Любое слово, действие должно быть подготовлено, поэтому резкие, непродуманные переходы от одного состояния героя к другому, смена настроения только портит художественное впечатление. Например, сцена разговора Стефана и Елены в 19 главе. Но наряду с неудачными эпизодами хочется отметить интересные моменты, такие как финальная часть разговора Деймона с Еленой о том, «как я буду жить дальше? Всю эту проклятую вечность?» из главы 6 или сцену с детским гелем, когда на вампире проверяют болеутоляющую силу лекарства (глава 7).
Обращает на себя внимания стилистическая неровность работы, связанная с немотивированным употребление разговорной лексики, то есть с включением в текст слов, не соответствующих стилю и жанру произведения. Читаю финальный отрывок из 5 главы: «подруга стала ее напрягать», «Деймону было плевать», «честь запихать в младенца нелюбимою им еду возложила не Деймона», «вторую ложку настигла та же участь», «страшно умиляло», «впихнуть в Джоша злосчастный творог», «хватит пялиться», «Елена уже почти могла видеть, как у Деймона из ушей валит дым», «ситуацию подогревали ремарки и комментарии друзей». Подобные выражения, являясь стилистическими ошибками, не способствуют выразительности текста. И грустно, что употребление грубой лексики («надери им там все зад» - сохранен авторский текст, «придурок» - говорит Елена Деймону, герои «засобирались на стрелку», «пока я, дура, боролась за тебя.») считается возможным не только в речи героя, но и в авторском отступлении. («Каждый раз, когда кажется, что в большую задницу попасть уже невозможно, судьба с ехидной улыбочкой преподносит сюрприз.» 10 глава).
В самом начале произведения Джереми произносит фразу: «Вы знаете, это как раз та деталь, которой и не хватало нашему водевилю!» Эти слова относились к ситуации, которая сложилась в жизни Елены и Деймона, когда появился Джош. Но эти же слова можно отнести и ко всему произведению в целом.
Когда люди начинают писать, о чем они думают? Зачем берут ручку или легко пробегают пальцами по клавиатуре? В любом случае, нужно помнить, что интересная история появляется тогда, когда писатель не только спрашивает себя, как он пишет, но и зачем он это делает. «Вечные вопросы отличаются тем, что они важнее ответов».
- Рецензия от mylene -
Наша жизнь бывает настолько сложна и противоречива, что порой очень хочется сбежать от трудностей в придуманный мир, где все понятно, безопасно и красиво. Вот почему люди любят романтические комедии - добрые сказки с незатейливым сюжетом, которые непременно хорошо заканчиваются. Фик Dream_writer «Родители поневоле» - одна из таких историй.
Вообще, большинству людей приятно читать о маленьких детях. Нет ничего более трогательного, чем забота о ребенке – а особенно интересно наблюдать, как справляется с этой ситуацией неопытная пара, к тому же пока не связанная какими-либо серьезными отношениями. Чаще всего подобный опыт позволяет им узнать доселе неизвестные стороны друг друга, что ведет к упрочению связи между ними. Вот автор фика и решила поставить в подобную ситуацию Деймона и Елену, чтобы читатель, ожидая непременного хэппи-энда, расслабился и получил заряд положительных эмоций.
Идея, конечно, интересная, но ее воплощение оставило желать лучшего. Лично на меня работа произвела не самое благоприятное впечатление. Произведение, состоящее из 20 глав и эпилога, к сожалению, не обладает четкой структурой. Повествования несбалансированное, и это несколько усложняет восприятие событий.
Завязка стандартна для подобного рода историй: Деймон обнаруживает подкидыша, восьмимесячного младенца Джоша, на крыльце своего особняка. В вещах находится записка, в которой мать ребенка просит о нем позаботиться. Сальваторе-старший обращается за помощью к Елене, и они вместе начинают ухаживать за ребенком.
Основная часть сильно затянута, она непропорциональна относительно остальных компонентов произведения. Думаю, автору следовало бы точнее формулировать идею каждой главы, так как они получились неравноценными по содержанию, а многие вообще не несут какой-либо смысловой нагрузки, являясь просто очередным перечислением обязанностей по уходу за ребенком.
Кульминация – появление мамы Джоша и решение ее проблем - слишком наивна. События изложены поверхностно, объяснения нелогичны и неправдоподобны, можно даже сказать «притянуты за уши». Счастливое воссоединение влюбленных в развязке происходит по законам жанра «мыльной оперы», а эпилог поражает легкомысленностью.
Чтение фика от начала до конца далось мне, признаться, с трудом: флафф вообще является жанром на любителя, а тут еще такое объемное произведение. Далеко не каждый читатель способен осилить детальное описание безусловно милых, но однообразных сцен. К тому же автор собрала здесь все возможные штампы (смена подгузника, кормление, купание и др.). Не думаю, что излишняя детализация пошла на пользу этому фику. Впрочем, если читать по одной главе и делать перерыв – то все это вполне терпимо, потому что создается впечатление просмотра очередного эпизода ситкома.
Также хотелось бы обратить внимание на отсутствие равновесия между описаниями и диалогами, последних явно больше, и они пестрят восклицательными знаками. Понятно, что таким образом автор пыталась придать речи героев эмоциональную окраску, но переусердствовала, и в результате разговоры звучат слишком театрально и неестественно. Однако есть и удачные моменты. Например, мне очень понравилось описание бури: эта сцена настолько хороша, что создается полный эффект слияния с личностью главной героини. Жаль, что подобных лирических отступлений в фике немного.
К неудачам также можно отнести образы второстепенных персонажей: Стефана, Бонни, Аларика, Джереми, шерифа Лиз Форбс и особенно Клауса. Такое ощущение, что они введены только для галочки, настолько они плоские и невыразительные. Стефан появляется лишь для того, чтобы Елена периодически испытывала сомнения по поводу своих отношений с Деймоном. Бонни как ведьма себя никак не проявила, зато показывала свое презрительное отношение к старшему Сальваторе. Аларик был нужен как компаньон для алкогольных возлияний, Джереми – как острый на язык, несносный младший брат Елены, шериф выступала в качестве консультанта по родительским обязанностям. Конечно, мастер может достоверно изобразить персонажа парой штрихов, но здесь мы подобного, увы, не наблюдаем. Персонажи совершенно не проработаны. Больше всего недоумения вызвал Клаус, так как для меня осталось загадкой, зачем автор вообще ввела его в сюжет. Разве только как напоминание, что действие фика происходит в третьем сезоне, и Древний просто обязан там быть… Что ж, сделать такого героя невнятным – на это тоже нужен талант.
Отдельно стоит упомянуть о стилистических ошибках, некорректно составленных фразах и неудачных сравнениях. К примеру, мне особо запомнились такие перлы: «После смерти они (кудри) таинственным образом распрямились, но в очень сильные дожди топорщились во все стороны» или «Жуткая тютя-матютя этот Стефан», но еще больше впечатлило противопоставление «сурок – электровеник»…
Подобные промахи действительно мешают адекватному восприятию содержания, часто вызывая смех или раздражение. Помимо этого, постоянно преследовало ощущение, что я читаю про русских подростков, играющих в героев американского сериала. Может быть, автору следовало бы все же ознакомиться со страноведческой информацией о США, чтобы в тексте не встречались подобные моменты: «Черными волосами и голубыми глазами? Елена, под это описание подходит полстраны!» Впрочем, фраза Кэролайн про «Скандалы. Интриги. Расследования» меня порадовала – оказывается, даже в американской глубинке смотрят НТВ!
Впрочем, не все так печально. Наблюдаются отдельные проблески юмора в диалогах, вот шутка про творог и аконит была, по моему мнению, удачной. К тому же, несмотря на некоторую приторность, образы Елены и Деймона достаточно интересные. Неплохо прописаны их совместные сцены, переданы чувства, показано постепенное сближение. Но слишком уж все как-то по-детски наивно.
В итоге фик получился милым, забавным, но… ненастоящим, как кукольный домик. И когда я его читала, постоянно ловила себя на мысли, что я попала в маленький кондитерский магазин в день святого Валентина: вокруг полно конфет, сердечек и открыток с «искренними признаниями в любви», бантиков и ангелочков с крылышками. Все такое сладенькое, миленькое, уменьшительно-ласкательное, а фоном – попсовые песенки. Читаешь, и ощущение, что вслед за ириской съела мармеладку, сахарную вату, конфетку. Изредка попадается леденец со вкусом ментола – Кэролайн, например. Она получилась менее картонной, что ли… Но как же хотелось горького шоколада!
Все, конечно, сугубо индивидуально. Кто-то может прослушать весь альбом какой-нибудь гламурной поп-звезды, не обращая особого внимания на простенький текст и фальшивые ноты. Есть любители ситкомов, не блещущих особой оригинальностью сюжета и профессиональной актерской игрой. Каждому – свое. У «Родителей поневоле» очень много восторженных отзывов, но я сомневаюсь, что фик представляет собой какую-то художественную ценность. Перечитать это произведение мне вряд ли захочется.
- Рецензия от Var_Vara_ -
Всегда считала, что творчество, любое творчество, должно в первую очередь вызывать эмоции – у творца, у читателей или зрителей, у критиков, у любого, кто прикоснется к творению, пусть даже едва уловимо. И даже не так важно, какие именно эмоции вызывает работа – нет творений хуже тех, что оставляют равнодушными. Выбранная на третий этап работа чувственна – эмоции сгущаются в ней, наполняют ее жизнью и тонкой гармонией, мелодией, которую слышат и ощущают читатели. И уже это само по себе прекрасно, уже это – залог успеха. Но есть и другие причины любви читателей…
Идея, которая показалась мне удачной априори, - тоже залог успеха. Получилось такое теплое, пушистое облако, укутывающее своей нежностью и сладостью, и оно было необходимо читателям, особенно когда в каноне трагедия за трагедией, когда на улице холодный зимний ветер, когда душа хочет весны и чего-то светлого. Сюжет полностью соответствует идее и изначальной цели автора – подарить людям тепло и радость, однако его я посчитала не продуманным, из начальной задумки можно было вытянуть больше, создать что-то менее предсказуемое, более интересное… На некоторых моментах истории сюжет становился скучным, но, стоит признать, скука замечательно разбавлялась простым, добрым юмором автора – я искренне смеялась и улыбалась.
Из того, что не понравилось, могу отметить характеры. Каноничность героев – камень преткновения всех авторов, потому что у всех свое видение, свой сюжет… В этой работе я видела развитие персонажей и их чувств друг к другу – они постепенно сближались, влюблялись. И это несомненный плюс, однако меня смутило то, что герои изначально были несколько не характерными. Если подобные изменения главных героев хоть как-то оправданы сюжетом, то что случилось с второстепенными, особенно со Стефаном и Клаусом, я так и не поняла. Конечно, это опять-таки замечательно вписалось в красивую историю, но впечатление немного испортило – мне хотелось обоснования, причин, чего-то, что дополнило бы сюжет и этих героев.
Стиль автора показался простым – не хватало оборотов, глубоких описаний, красоты и гармоничности. Я привыкла наслаждаться и даже восхищаться текстом – зачастую больше, чем сюжетом, но здесь, именно в этой работе, это, пожалуй, было бы даже лишним. Лаконичность и краткость, без особых ошибок по стилистике, позволяли читать быстро, легко, особенно не напрягаясь. Учитывая сюжет и общую идею фика, это скорее плюс, чем минус.
История получилась милой, романтичной и счастливой – влюбляющиеся персонажи, ребенок, сблизивший их, преодоленная опасность. Фик оставил сладкое послевкусие, но на протяжении чтения мне казалось, что я ем конфету - такую розовую тянучку, почти приторную, но вкусную, и она все не кончается, липнет к зубам, и со временем надоедает, пересыщает своей сладостью. Я люблю темный и горький шоколад, а не розовые ириски, поэтому после прочтения лично мне захотелось трагичности. Но на самом деле прекрасно, что есть такие работы, - мягкие, добрые, со счастливым концом и без страданий, наивные до крайности, беззащитно-трогательные, как сказка.
Ведь некоторые истории рассказывают не потому, что они правдивы, а потому, что это хорошие истории ©