"Черти зовут это адским мученьем, ангелы - небесной отрадой, а люди называют это проще - любовью" (Г. Гейне)
Любовь и благоразумие – понятия тождественные или взаимоисключающие друг друга? Скорее всего ответ будет таковым, что они вообще не созданы друг для друга: по мере того как растёт любовь, уменьшается благоразумие. Истинная любовь в своих поступках являет несомненное сходство с ребяческими выходками: то же безрассудство, неосторожность, непосредственность, смех и слёзы. Вот именно такую историю любви, в которой всё вышеперечисленное отобразилось с лихвой, Вы найдёте в фанфике linarii «Infernal paradise».
«Infernal paradise» («Адский рай») – название, не побоюсь этого слова, просто шикарное: сразу возникает желание узнать истинную суть сочетания этих контрастных, противоположных по значению слов, разгадать идейно-художественную задумку автора. А вот словами главных героев трактовка этого оксюморона такова:
- Вся моя жизнь с тобой похожа на какой-то персональный рай, - проговорил Сальваторе, довольно улыбаясь, как сытый кот, наевшийся сметаны.
- Учитывая твой характер, он адский, - усмехнулась Елена.
Коротко рассмеявшись, парень, подмигнув, ответил:
- Адский рай… Парадокс какой-то, не находишь? Завязкой сюжетной линии стало решение Елены Гилберт после двухлетнего обучения в университете Брауна перевестись в Стэнфорд, где обучались её школьные подруги Кэролайн и Бонни. Но девушка и предположить не могла, что это решение будет почти судьбоносным в ее жизни, а сама жизнь перевернется с ног на голову всего лишь после знакомства с одним человеком - Деймоном Сальваторе.
Настоящая близость главных героев, по закону жанра, началась издалека. Деймон – чертовски красивый, неприлично богатый молодой парень с весьма дерзким характером, который пользуется неимоверной популярностью у девушек. У него безупречный вкус и индивидуальный стиль, он любит дорогие машины, быструю езду и развлечения. На первый взгляд, весь мир у его ног и ему всё нипочём. Но после знакомства с Еленой он узнает, насколько это адски сложная задача – сводить с ума девушку, у которой его в избытке.
Без всякого преувеличения, автору особенно удался образ Елены – это, как назвал её Деймон, «горячий лёд»: она красивая, умная, стильная, дерзкая, целеустремлённая, практически неуправляемая, но вместе с тем заботливая, любящая девушка, которая никогда не бросит в беде близких ей людей. Это как раз один из тех немногих примеров, когда ООС персонажа стал настоящей «изюминкой» всего фанфика.
Важную роль, конечно, играют и второстепенные персонажи, сюжетная линия которых не менее занимательна, чем линия Делены. И нужно сказать, что это довольно яркие, сильные и интересные образы, занимающие свою отдельную нишу. Если болтушку и модницу Кэролайн, добряка Тайлера и рассудительную Бонни мы знаем довольно хорошо, то звезду университета – высокомерную Стейси Хинхаус, подлеца Брэндана, «справочное бюро» Сару и её брата Ника мы «открываем» для себя с не меньшим удовольствием. Восприятие этих персонажей усиливается и тем, что автор кроме полноценного художественного описания использовала и визуальные в виде фото, тем самым окончательно их олицетворив. Характеры всех без исключения героев раскрыты в полной мере, их действия логичны и правдоподобны, а поступки мотивированные и имеют причинно-следственную связь, что в совокупности создаёт динамичное художественное единство.
Структурно композицию фика условно можно поделить на три части:
1) 1-14 главы – жизнь героев в Стэнфорде. Именно там происходит завязка и нарастающее действие сюжета, основанные на конфликте героев. Причём сразу наблюдается две чётких антитезы: Елена/Деймон и Елена/Стэйси. Чтобы описать противостояние Деймона и Елены, достаточно вспомнить слова классика: «Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить». А вот девушки действуют по принципу: женщина найдёт иголку в стоге сена, чтобы уколоть соперницу.
2) 15-20 главы – каникулы в Лос-Анджелесе – кульминация. К первоначальной проблеме любви и гордости добавляются сложные внутрисемейные отношения, борьба с предательством, вопросы мести и ненависти, где цель оправдывает все средства.
3) 21-22 главы – развязка. Перед нами чётко предстаёт проблема выбора на пути преодоления трудностей и расстановки жизненных приоритетов: или денежное благополучие, или любовь.
Весьма интересный стиль и тон повествования, так называемая «точка зрения всезнающего автора»: известны все события, видно всё, что творится в мыслях и душах у героев, и обо всём этом повествуется читателю. Но некие моменты недосказанности всё-таки присутствуют, как например, кто и когда успел вызвать полицию в дом Брэндана, когда Елена приехала к нему, узнав правду о причинах аварии. Конечно, внимательный читатель сделает свои выводы на счёт этого, но конкретики автора немного в этом моменте не хватило. Но в целом уровень работы впечатляет, сюжет по-настоящему держит: с каждой новой главой усиливается его динамика и накал страстей.
Не могу не отметить и авторский слог. Текст написан связно, хорошо структурирован, легко читается. На протяжении работы довольно часто присутствуют музыкальные композиции, которые отлично передают настроения и чувства героев, тем самым усиливая и впечатления читателей. Красиво и чувственно описаны сцены сексуального характера, довольно деликатно и не пошло. Неповторимый шарм и притягательность тексту придаёт обильное наличие в нём стилистических фигур: эпитетов («ледяные глаза», «бархатистый голос»), гипербол («море нежности»), оксюморонов («адский рай», «горячий лёд»), метафор («гнездо разврата»), сравнений («словно взрыв ядерной бомбы», «как партизаны»), олицетворений («университет взорвался хохотом»), всевозможной антитезы и разнообразных оборотов. Речь и диалоги героев полны иронии и сарказма, присутствуют просторечия и ругательные выражения с ярко выраженной экспрессией. Кому-то из ярых ценителей литературной речи это может «резануть глаз» и не совсем прийтись по вкусу, однако не могу не отметить, что подобное делает текст более «живым» и реалистичным. Согласитесь, мало кто из нынешних молодых парней, когда его девушке бывший кавалер угрожает почти физической расправой, скажет: «Уважаемый, не были бы Вы столь любезны, держаться на приличном расстоянии от девушки и не нарушать её личного пространства?» Скорее всего, речь будет именно в духе Деймона:
«Елена мне дорога, и отныне я не позволю, чтобы всякое подобное дерьмо, как ты, причиняло вред моей девочке! Только попробуй к ней подойти ближе, чем на сорок километров, и ты тут же окажешься в катафалке с собственными гениталиями в желудке! Понял?» Конечно, человеческий фактор имеет место быть, поэтому в тексте присутствуют и лексические, и пунктуационные ошибки, но это существенно уровень работы не снизило.
В заключении хотелось бы отметить, что немногим историям удаётся задеть за «живое» и заставить поверить в то, что переживают герои на страницах. Ещё меньшее количество авторов добивается полного отождествления читателей с героями. linarii в «Infernal paradise» это удалось. Посему позвольте пожелать Вам приятного прочтения, и будьте уверены, что это время будет потрачено не зря!
- Рецензия от Var_Vara_ -
Фик, выбранный мной для третьего этапа, неоднозначен. Лично я могу категорично заявить, что он мне не нравится, но у него такое количество поклонников, что я уже сомневаюсь в своей объективности… На самом деле, работу прочитала довольно давно, с целью насладиться прекрасным. Увы, не насладилась.
Из самых первых бросившихся в глаза минусов могу отметить стиль автора – есть в нем что-то противоречивое, некоторые фразы казались интересными, но мешали погрузиться в текст незначительные грамматические и пунктуационные ошибки, логическая несогласованность предложений, но больше всего его портит излишняя «русскость». Предложения, фразы, слова, присущие только нашим соотечественникам, странно смотрелись в истории, в которой рассказывается об американских студентах. Так же хочется отметить, что у стиля отсутствует красочность и образность. Я понимаю, что автор пытался брать сюжетом и героями, но настолько сухое повествование и неровные описания действий отталкивают. Мне всегда нравился в текстах плавный переход от ощущений героев к описаниям, потом к действиям, а затем снова к чувствам. Это захватывает при чтении. А этот фик читался скучно и иногда через силу.
Хочется промолчать о характерах – потому что говорить что-то о несхожести было бы странно. С самого начала, с самых первых слов Елены, я поняла, что персонажи Дневников Вампира не имеют отношения к людям, вокруг которых будет развиваться сюжет. И дело не в том, что в фике «все люди» и отличный от сериала сюжет. Дело в том, что автор указала данностью вот такую стервозную Елену и вот такого высокомерного Деймона. Очень хочется напомнить, что при должном старании можно вполне интересно преподнести не характерность героев, даже в жанре «все люди» - придумать линию, которая объясняла бы все, создать историю, которая послужила бы причиной для изменений их личностей. Честно говоря, даже такой отход от канона я могу принять, и даже оценить в фиках, но только если новые характеры, созданные автором, интересны и привлекательны сами по себе. Здесь я ничего такого сказать не могу – слишком надуманными казались герои, я видела в них множество уже придуманных ранее образов из других фильмов и сериалов, только смешанных между собой. Ничего нового, ничего оригинального. При чтении создавалось впечатление, что все это я уже где-то видела… Новые персонажи, введенные автором, тоже не впечатлили, в них не было целостности – их поступки казались нелогичными, словно автор мял их характеры, как пластилин, только бы подстроить под сюжет, им придуманный.
Сам сюжет, кстати, понравился – в нем тоже увидела несколько повторений, словно осколки разных историй слиты воедино, но при это в нем есть что-то свое. Было интересно, но показалось слегка затянутым, поэтому под конец появилось чувство, что к эпилогу мы шли длинной дорогой, останавливаясь надолго на каждой главе.
Плюсом могу отметить, что автор в своем фике раскрывает сразу несколько граней отношений и чувств – любовь, дружба, ненависть, предательство… Все это есть, и в своем роде захватывает, хотя некоторые моменты показались недостаточно прочувственными. И опять, читая, я подумала, что история слишком далека от сериала, по которому написана, - персонажи в каноне по-другому испытывают и воспринимают эмоции. Это очень похоже на одну и ту же мелодию, сыгранную на разных инструментах. Словно изящная композиция, легко и красиво звучащая на струнах скрипки, вдруг слышится в гитарном исполнении – и вроде звуки похожие, но нет той завораживающей целостности и гармоничности мелодии. Но все-таки правильные аккорды взяты, и за это плюс.
Наверное, я слишком резка и категорична… Но несмотря на критическую оценку, я считаю, что работа стоящая – она вызывает эмоции. Пусть у меня и отрицательные, но ведь столько людей полюбили ее, жили на протяжении повествования с героями, сопереживали и волновались, радовались и плакали. Я закрою вкладку и забуду историю, которая не пришлось мне по душе, но для других она навсегда останется в сердце. И это прекрасно, и так должно быть.
- Рецензия от betts -
Сказки бывают разные, и вовсе не значит, что все они – вымысел.
—Знаешь, что меня больше всего бесит в сказках? Они провоцируют ложные ожидания. В сказках прекрасный принц никогда не подставит тебе подножку, а это не так, и любовь не реальна. Она только в фильмах и есть.
— Да и вообще что такого замечательного в прекрасном принце.
— Я напишу свою сказку, в которой Королева зла и Серый волк заявляются в город. Разносят его к чертям и уезжают в закат.
GREEK.
В детстве, как и многие, я любила сказки... Незамысловатые сюжеты, где нет никаких противоречий, а выбор всегда оказывается правильным. Вечная, чистая, прекрасная любовь. Благородные герои и зло, которое не может победить. Там все просто, как дважды два! И раз за разом читая на последних страницах «жили они долго и счастливо», я все больше убеждалась в невозможности другого конца...
А потом мне пришлось оторваться от безоблачных историй и взглянуть в глаза действительности. Что я там увидела? Ту же сказку, просто в неупрощенном виде. Да, в жизни нет простых решений – безвозмездно ничего не дается. И мир не черно-белый – чувства не разложены по полочкам, некогда анализировать, так что ты просто глотаешь залпом этот дьявольский коктейль ощущений. Но это же вовсе не значит, что не может быть хэппи-эндов и что любовь с первого взгляда – вздор. Просто взгляните на жизнь чуть по-другому…
Нельзя влюбиться за секунду, но разве начинается все не с мимолетно брошенного взгляда? Пусть пройдут месяцы, а, может, и годы, прежде чем вы осознаете глубину своих чувств, но вы ни за что не забудете, как впервые увидели его глаза… Так и случилось с Деймоном и Еленой в фике "Infernal paradise". Связь между ними появилась уже тогда, когда среди целой толпы поклонниц Сальваторе заприметил «симпатичные уши» Гилберт. И с каждым днем, необходимость сказать друг другу колкое словцо, почти прошептав это прямо в губы, росла в геометрической прогрессии. Они и не заметили, как растворились друг в друге… Это была роковая любовь, прошедшая через ненависть, злость, обиду, гордость, страсть, дружбу, понимание, нежность и заботу… Не сразу принятая и не сразу понятая, но возникшая с первых грубых слов, брошенных друг другу. Та самая любовь с первого взгляда, любовь на всю жизнь – хоть они и очень долго приходили к осознанию этого факта.
Сомневаться в том, что они предназначены друг другу, невозможно. И пусть говорят, будто противоположности притягиваются. Это не так: в том, кого мы любим, мы всегда ищем частичку себя… Они же были просто отражением друг друга - своим истинным «Я».
Сумасшедшая красотка, перейти дорогу которой - значит закопать себя в могилу своими же руками, и главный бунтарь университета с упомрочительной внешностью и внушительным состоянием. Адская парочка, способная убить друг друга, убить друг за друга... Они – с каждой главой разбивающие стереотипы, показывающие новые стороны своего характера… Умеющие любить так горячо и безмерно. О да.
Их любовь – наполнена адреналином, что взрывается в крови, когда они рядом. Их любовь – смесь безудержного желания балансирующего на грани с бесконечной жаждой игры, требующей трезвости рассудка. Их любовь – она заставляет плакать и смеяться, возмущенно кричать и умиленно улыбаться… Их любовь без масок – их любовь как ветер, который сбивает с ног и проникает под кожу, касаясь души… Она с ним не боялась быть чересчур дерзкой или слишком слабой. Он рядом с ней мог улыбаться. По-настоящему… Они делали друг другу больно не раз, но даже этот горький вкус отношений приводил их в истинный экстаз. Они любили. Чтобы не случалось, они любили друг друга. И это любовь свела с ума всех вокруг!
Так что да – эта история не может не тронуть.
Плюс, кроме убийственной любви Делены, этот фик еще и об искренней дружбе – мужской и женской. Эмоциональная Керолайн, переживающая за подругу, рассудительная Сара, помогающая Елене во всем и всегда, весельчак Тайлер, заменивший Деймону брата, - они не оставляют главных героев в трудные минуты, пытаясь успокоить, разрядить обстановку, хоть как-то помочь друзьям… Их дружба подкупает.
А еще эта история о том, как много для каждого из нас значит семья. И о том, что даже несмотря на популярность, можно быть одиноким…
Это история – сказка, которая учит нас жить. Сказка, настоящая сказка! Пусть и для взрослых, пусть и другая, непохожая, вроде бы, ни на что… Но здесь можно увидеть сюжет «Красавицы и Чудовища» (Елене и Деймону приходится жить в одной комнате, как и главной героине сказки нужно делить замок с Чудовищем), фрагменты «Золушки» (правда, Дей здесь не только принц, но и Фей), кусочки «Белоснежки» вперемешку со «Снежной Королевой»… Здесь можно прочитать сквозь строчки «Руслана и Людмилу»! А можно увидеть сказку свою…
И это ощущение усиливается благодаря красочным, развернутым сравнениям, точным и необычным; благодаря лирическим отступлениям автора, поражающим особенным взглядом на мир; благодаря интригующим названиям глав, многие из которых, похожи на современные пословицы и поговорки… То, как написан фик, не может не привлечь внимания, хотя без минусов не обошлось. Цепляет глаза некоторая несогласованность предложений, пунктуационные и грамматические ошибки. Присутствуют и фактические промахи: небольшая путаница с внешностью новых героев (глаза Стэйси Хинхаус несколько раз сменили цвет на протяжении всего фика).
Но главное, что смущает – это обилие специфических, характерных только для русского человека фраз: например, «
Перебежали друг другу дорожку не колобок и говорящая ватрушка…». С другой же стороны, так образы в голове становятся ярче, картинка отчетливее, и ты улыбаешься! А я – опять вспоминаю любимые сказки… Открою секрет, не любила я точек в их конце. Хотелось продолжения… У этой волшебной истории оно есть – гораздо более суровое и реалистичное, но тоже интригующее и часто заставляющее улыбаться…
Прочтите, прочтите этот фик – поднимите себе настроение!
Да, там все люди. А у Елены сильное ООС. Но человеческий фактор только радует, а что касается главной героини… Откуда вам знать, какой была бы Елена Гилберт, если бы ее родители были живы, а она сама не являлась двойником? Просто наслаждайтесь убийственной страстью вкупе с щемящей душу нежностью Делены. Просто посмотрите – эта история более реальна, чем та, что на экранах. И, да-да-да, вас ждет жизненный хэппи-энд – открытый конец, а еще фантастическая любовь, о которой можно не только мечтать, но и встретить… Чего я вам всем и желаю! Не бойтесь своей фантазии, не бойтесь сочинять собственные сказки – жизнь уже чудо!